Коротко о В.Я. Брюсове
В.Я. Брюсов Краткая автобиография
С.И. Гиндин Валерий Брюсов: Краткая
справка
Краткая автобиография
Родился я 1-го декабря (ст. ст.) 1873 г. в Москве. Дед по отцу был крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил «волю» и занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А.Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.
В 60-х годах мой отец, раньше учившийся только грамоте у дьячка, поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием; одно время был вольнослушателем Петровской Академии. В те же годы отец сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни. Между прочим, в 70-х годах отец был близок с Н.А. Морозовым, будущим шлиссельбуржцем, образ которого я помню из дней моего раннего детства. Над столом отца постоянно висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан, так сказать, «с пеленок» в принципах материализма и атеизма.
Учился я сначала в частных гимназиях Москвы (ибо то были годы, при жизни деда, наибольшего благосостояния нашей семьи), потом в Московском университете, курс которого по Историческому отделению Историко-филоло гического факультета окончил в 1899 г. Из профессоров с благодарностью вспоминаю Ф.Е. Корша, с которым остался знаком и позже. Больше знаний, однако, чем в школе, я почерпнул из самостоятельного чтения. Выучившись читать еще 3-х лет от роду, я с тех пор непрерывно поглощал книги. Еще до поступления в гимназию я прочитал их огромное количество как чисто литературных, так и научных; особенно интересовался естественными науками и астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими науками, – пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался историей философии.
Писать я начал тоже очень рано, еще ребенком, сочиняя (еще «печатными буквами») стихи, рассказы и «научные» статьи. Впервые напечатаны мои строки (какая-то статейка по вопросам спорта) еще в 80-х годах; стихи – в начале 90-х годов. Более регулярно стал я печатать свои произведения после 1894 г., когда появилось первое маленькое собрание моих стихов. После того ежегодно я выпускал не менее, как по книге, иногда по две, по три в год, так что к настоящему времени всех книг, появившихся с моим именем, насчитывается (считая переиздания) около 80 или даже более (некоторые не попали в печатные списки, и я их не припомню). Среди этих книг – сборники стихов, сборники рассказов, драмы, романы, научные исследования, собрания статей и длинный ряд переводов в стихах и прозе.
Написано мною гораздо больше, нежели собрано в книгах. С конца 90-х годов я стал сотрудничать в разных журналах и газетах. За 25 лет я состоял сотрудником большинства выходивших за этот период повременных изданий, в том числе сборников и альманахов. В этих изданиях напечатано мною бесчисленное число статеек, заметок, рецензий (за моей подписью, под псевдонимами и вовсе без подписи), собирать которые в книги я считал совершенно излишним. Там же есть не малое количество стихов, рассказов и драматических сцен, также не включенных в отдельные издания. Пожалуй, еще большее количество написанного мною остается в рукописях. Там есть и законченные крупные произведения (поэмы, романы, драмы), доделать которые я как-то не удосужился, и разные научные исследования, которые долгими годами ждут своего довершения, и стихи, по разным причинам не напечатанные, и, конечно, всевозможные начала и наброски в стихах и в прозе.
Неоднократно я принимал участие в редактировании разных журналов или как единоличный редактор, или как редактор отдела. Особенно близко я участвовал в редакции «Нового пути», «Весов», «Русской мысли». Мои драмы и мои переводы драматических произведений много раз ставились на сценах в Москве, в Ленинграде, в провинции. В 900-х и 910-х годах я состоял членом большинства московских литературных организаций. В некоторых из них занимал выборные должности председателя; особенно близко я стоял к М. Литературно-художественному кружку и к Обществу свободной эстетики. Много раз я выступал как лектор с публичными лекциями. Виделся я с большинством выдающихся людей моего времени и с особой любовью вспоминаю дружбу, которой меня удостаивал Э. Верхарн.
Произведения мои вызвали интерес за границей. Очень многие переведены на большинство европейских языков и на некоторые неевропейские. В отдельных изданиях мои сочинения имеются, сколько я знаю, на языках немецком (много), французском, английском, итальянском, латышском, армянском, польском и др.; в журналах – на языках шведском, голландском, ряде славянских, ново-греческом, японском и др. Оба моих романа, два сборника рассказов и одна драма имеются по-немецки как отдельные издания.
Несколько раз я совершал поездки по Западной Европе и по России. Бывал неоднократно во Франции, в Бельгии, в Италии, в Германии, в Швеции, в Голландии, в Испании; был на Волге, в Крыму и на Кавказе, где доезжал до Эчмиадзина. В годы империалистической войны я был на фронте корреспондентом от газеты «Русские ведомости»; одному из первых мне удалось, с товарищем, проехать в освобожденный Пшемысль. После занятия немцами Варшавы я вернулся в Москву, глубоко разочарованный войной, что тогда же и выразил в стихотворении, напечатанном в «Новой жизни» М. Горького.
После Октябрьской революции я еще в конце 1917 г. начал работать с советским правительством, что повлекло на меня тогда некоторое гонение со стороны моих прежних сотоварищей (исключения из членов литературных обществ и т.п.). С того времени работал преимущественно в разных отделах Наркомпроса. Был заведующим М. Книжной палаты, Отдела научных библиотек, Отдела Лито НКП, Охобра (Отдел художественного образования), Главпрофобра и др. Работал также в Госиздате, в фотокино отделе, одно время в Наркомземе и др.; с 1921 г. состою профессором 1-го М. Гос. университета (раньше, в 1915-17 гг., читал лекции в б. «вольном» университете имени Шанявского). С 1921 г. состою также ректором (и профессором) Высшего литературно-художественного института.
Валерий Брюсов
Валерий Брюсов
(Краткая справка)
Вехи биографии
Валерий Яковлевич Брюсов (1 декабря 1873 г. по ст. стилю, Москва, 9 октября 1924 г. Москва) – поэт, прозаик, переводчик, драматург, литературный и театральный критик, теоретик и историк литературы, организатор литературного процесса, публицист, историк. Его творческие свершения и художественные концепции оказали определяющее воздействие на русскую поэзию, да и на все развитие русской литературы и культуры первой половины ХХ столетия.
Учился в московских гимназиях Ф. Креймана и Л. Поливанова. В 1899 г. окончил Историко-филологический факультет Московского университета по историческому отделению. В литературе дебютировал как составитель и ведущий автор альманаха «Русские символисты» (3 выпуска; М., 1894-1895), принесшего ему шумную известность несколько скандального характера. С 1899 г. постоянный автор и секретарь журнала «Русский архив». В том же 1899 г. совместно с С.А. Поляковым, К.Д. Бальмонтом и Ю.К. Балтрушайтисом создал в Москве издательство «Скорпион», сыгравшее важнейшую роль в консолидации и утверждении символизма в русской литературе. Принимал ближайшее участие в организации и редактировании выходивших в этом издательстве ведущих периодических изданий символистов – ежегодника «Северные цветы» (1901-1905) и ежемесячного журнала «Весы» (1904-1909).
С 1908-1918 гг. являлся председателем Дирекции Московского литературно-художественного кружка – ведущего клуба московской интеллигенции. При его участии при кружке были основаны «Общество свободной эстетики» и журнал «Известия Московского литературно-художественного кружка.
В 1910-1912 гг. заведовал литературно-критическим отделом либерального ежемесячника «Русская мысль», ведущим критиком которого оставался до начала I Мировой войны.
В 1914-1915 гг. – корреспондент газеты «Русские ведомости» на Западном фронте.
В 1916-1917 гг. сотрудничал в журнале М. Горького «Летопись».
После Февральской революции активный участник многих общественных начинаний. Один из организаторов существующей поныне Всероссийской Книжной палаты.
Октябрьскую революцию вначале воспринял негативно, но с весны 1918 г., выдвинув программу объединения всех сил ради сохранения русской культуры, начал активную работу в советских учреждениях. В Наркомате просвещения заведовал Отделом научных библиотек и – недолгое время – Литературно-театральным отделом. В Государственном издательстве редактировал серию народных изданий отечественной и зарубежной классики. В 1921 г. создал и возглавил Высший литературно-художественный институт – первое высшее учебное заведение для литераторов и прообраз современных гуманитарных университетов.
Важнейшие произведения
Главные поэтические книги Брюсова, принесшие ему всероссийское признание, – «Tertia Vigilia» (1900), «Urbi et Orbi» (1904), «Stephanos» (1906), «Все напевы» (1909). В послереволюционных сборниках «Дали» (1922) и «Меа» (1924) он выступил первопроходцем «научной поэзии».
Среди прозаических произведений Брюсова наибольшую известность получили романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1912), рассказ «Республика Южного креста» (1905), повести «Последние страницы из дневника женщины» (1910), «Обручение Даши» (1913) и «Рея Сильвия» (1914).
Вехами драматургии Брюсова были комедия «Дачные страсти» (1893; опубл. посмертно), «Земля: Сцены из будущих времен» (1905), стихотворная трагедия «Протесилай умерший» (1913) и научно-фантастическая трагедия «Диктатор» (1921; опубл. 1986).
В области поэтического перевода особое значение имели переведенные Брюсовым книги поэтов-современников П. Верлена (1894, 1911), Э. Верхарна (1906, 1924), М. Метерлинка (1907), антология «Французские лирики ХIХ в.» (1909), переводы из поэзии Древнего Рима («Энеида» Вергилия, лирика Горация, фрагменты Энния и Кальва, Пентадий, Авсоний и др.). В его переводах доныне ставятся на сцене «Амфитрион» Ж.-Б. Мольера и «Федра» Ж. Расина. Под редакцией Брюсова, с его вступительной статьей и на две трети в его переводе в 1916 г. была издана антология «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней», за которую он в 1923 г. был удостоен звания Народного поэта Армении.
Из публицистических выступлений Брюсова наибольший резонанс имела (и имеет доныне) статья «Свобода слова» (1905), в которой он полемизировал с только что появившейся статьей В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Следует отметить также статьи «О новом русском гимне» (1917) и «Наше будущее» (1918; опубл. посмертно).
Важнейшие эстетические сочинения – «О искусстве» (1899), «Ключи тайн», (1904), «О речи рабской», «В защиту поэзии» (1910). Статьи о русских поэтах-современниках были собраны в 1912 г. в книге «Далекие и близкие», исследования о Пушкине – посмертно в сборнике «Мой Пушкин» (1929). Среди исторических трудов – книги «Учители учителей» (1917) и «Летопись исторических судеб Армянского народа» (1918), а также курс лекций в Вольном университете им. А.Л. Шанявского о древнейших цивилизациях (не издан).
С.И. Гиндин